17 декабря 2011 г.

Bûche de Noël. Рождественское полено

Самый традиционный десерт для католического Рождества  - рождественское полено. В оригинале это бисквитный рулет.

С бисквитом я не особенно дружила раньше, он у меня плохо получался. До тех пор, пока в руки мне не попал рецепт, которым я и собираюсь поделиться. Дала мне его свекровь четыре года назад. Она не любит готовить десерт, поэтому спихнула его на меня, сопроводив рецептиком. Так я им  теперь успешно и пользуюсь и не только на Рождество, потому что его легко можно модифицировать.

Отличие этого рецепта бисквита в том, что его не надо сворачивать сначала горячим, охлаждать, потом разворачивать, класть начинку и сворачивать заново. Все делается за один раз. Поэтому сначала нужно приготовить крем.

Крем из рецепта :
-          50г кукурузного крахмала
-          400мл молока
-          150г сливочного масла
-          1 яйцо
-          50г сахара
-          ванилин (1 пакетик)
-          50мл Grand Marnier или Cointreau или Pousse Rapière или Spiritueux au Kirsch.

То, что перечислено в последнем пункте, это ликеры. Grand Marnier на основе коньяка и апельсинов, Pousse Rapière – арманьяк и горький апельсин (это гасконский аперитив, местный J), Cointreau тоже с апельсинами, а Kirsch с вишнями.

1.      Сливочное масло оставить при комнатной температуре на 1 час.

2.      200мл молока вскипятить с сахаром и ванилином. В оставшемся холодном молоке развести кукурузный крахмал, добавить взбитое яйцо. Эту смесь вылить в кипящее молоко и варить до загустения на медленном огне. Сначала смесь будет комками. Не останавливайтесь и, самое главное, хорошенько мешайте, пока крем не станет однородным.

3.      Снять с огня и немного охладить.

4.      Вмешать масло и все хорошенько перемешать венчиком.

5.      Добавить ликер, перемешать.

6.      По желанию в крем можно добавить мелко порубленные орехи.


Бисквит :
-          4 яйца
-          60г муки
-          60г кукурузного крахмала
-          100г сахара
-          ванильный сахар
-          2 ч.л. разрыхлителя


1.      Отделить белки от желтков. Белки взбить в крепкую пену (их лучше предварительно подержать в холодильнике, тогда они быстрее и лучше взбиваются)
2.      Желтки взбить с сахаром и пакетиком ванилина.
3.      Добавить муку и крахмал, разрыхлитель, хорошо размешать.
4.      Аккуратно вмешать белки, размешивая деревянной лопаточкой или ложкой снизу верх.
5.      Вылить тесто на противень, застланный вощеной бумагой (смазать бумагу маслом), разровнять. Противень лучше взять самый большой, чем тоньше слой, тем проще сворачивать рулет.
6.      Выпекать при 180 градусах минут 15 (зависит от духовки). Верх должен подрумяниться, но не очень.
7.      Готовый бисквит сразу же перевернуть на вощеную бумагу (можно присыпать ее сахарной пудрой через ситечко), снять бумагу, на которой он выпекался и пропитать сиропом, особое внимание уделяя краям – они более сухие, чем серединка.
8.      Для сиропа : стакан воды прокипятить с 50г сахара несколько минут. Снять с огня и добавить 5-7 ст.ложек ликера, который использовали для крема.
9.      Распределить крем по поверхности бисквита и свернуть рулет. Обернуть той же вощеной бумагой, на которую выкладывали бисквит, хорошо защипать ее по краям и в холодильник на несколько часов, лучше на ночь.
10.  Украсить шоколадной глазурью (100г шоколада + 3ст. ложки густой сметаны или 100г шоколада+60 г сливочного масла+3 ст. ложки молока. Все растопить на водяной бане или в толстостенной кастрюльке на медленном огне. Дать остыть немного и загустеть прежде, чем выкладывать на рулет)
11.  При помощи вилки сделать имитацию древесной коры и украсить фигурками или чем хотите. Сахарную пудру можно использовать вместо снега.



Описание кажется длинным, но на самом деле все делается довольно быстро и просто.
Что касается ликеров, то здесь, конечно, могут возникнуть проблемы как с самими ликерами (Cointreau точно есть в России, Kirsch тоже, правда стоят недешево, ну как и во Франции, впрочем J), так и с тем, что десерт ведь и дети едят, а им алкоголь низзззяя !J Поэтому вот здесь есть подсказка, что и чем можно заменить.

Ну вот, такое, по всем законам жанра и не отступая ни на шаг от рецепта, я готовлю на Рождество. Это  фотография четырехлетней давности, на ней мой самый первый опыт.


А в повседневной жизни  начинку можно делать самую разную :
-           вареная сгущенка+густая сметана
-           джем
-          творожный крем

Пропитку для бисквита только надо тогда выбирать в соответствии с начинкой. В крем можно добавлять курагу, чернослив, свежие ягоды…

Это мой недавний рулетик, с заварным кремом.



4 комментария :

  1. Ирина, как интересно. А я все время думала, что за полено такое :)Оказывается это обычный бисквитный рулет :) Надо будет обязательно попробовать. Я вот думаю на Рождество традиционный итальянский панеттоне испечь, но не знаю, решусь ли :)

    ОтветитьУдалить
  2. Вот так мифы и развенчиваются :))))) У меня похожее случилось с macaron французскими. Слушала-слушала все эти ахи-охи-вздохи по их поводу, ну, думаю, наверное, супер-пупер какие вкусные. А попробовала испечь (они у меня даже получились как надо) - ну, так себе, ничего... Но специально как-то не хочется больше :))))
    Панеттоне мы купили, я не знаю, что это такое, хочу попробовать:))) Понимаю, конечно, что с домашним не сравнить, но хоть знать приблизительно, что за зверь такой :)))

    ОтветитьУдалить
  3. Макарон мне совсем не понравился, правда я покупала. Панеттоне и пандоро мы купили, стоит дешево, а у меня духовка не ахти, так что рисковать не буду. Мне свекровь вообще сказала, что никто здесь их дома не печет, все покупают :)

    ОтветитьУдалить
  4. Посмотрела пару рецептов панеттоне, это что-то! :) Тоже считаю, что лучше купить :)))

    ОтветитьУдалить